RSS

Статья в журнале «Энергосбережение»: «Москва повышает свой рейтинг энергоэффективности»

19.10.2017

Ежегодно Минэнерго России в рамка постановления Правительства РФ от 18 декабря 2014 года № 1412 «О подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации» готовит и направляет в Правительство РФ ежегодный государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации. О том, как Москва борется за повышение рейтинга энергоэффективности, а также о механизмах внедрения энергосберегающих мероприятий и мониторинге их эффективности журналу «Энергосбережение» рассказывает Наталья Леонидовна Черкасова, заместитель директора по управлению энергосбережением ГКУ «Энергетика».


Черкасова Н.Л.jpg

Для чего было создано и чем занимается ГКУ «Энергетика»?

ГКУ «Энергетика» создано для реализации мероприятий и проектов в области энергосбережения и энергетической эффективности в Москве. Наша организация взаимодействует с органами исполнительной власти – соисполнителями программы энергосбережения города Москвы, ресурсоснабжающими организациями и инвесторами. Оно исполняет государственную функцию по управлению реализацией подпрограммы города Москвы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в рамках Государственной программы города Москвы «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение» (далее – РКИИиЭ) – в настоящее время это основная наша функция.

В чем суть этой государственной программы?

Государственная программа РКИИиЭ нацелена на гарантированное обеспечение москвичей необходимым набором коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры Москвы и снижение энергоемкости валового регионального продукта. Это большая программа, которая состоит из подпрограмм, в число которых входит подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергоэффективности». В рамках своих полномочий и реализации этой подпрограммы Департамент жилищно - коммунального хозяйства и в частности ГКУ «Энергетика» обеспечивают контроль исполнения требований федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении…», ведут мониторинг реализации отраслевых и окружных программ энергосбережения органов исполнительной власти Москвы, а также непосредственно участвуют в разработке, экспертизе и согласовании этих программ. Достижение целевых показателей подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности» обеспечивается выполнением мероприятий, реализация которых предусмотрена в том числе и в других подпрограммах Государственной программы РКИИиЭ, а также собственных программ энергосбережения соисполнителей – отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города.

Что это за мероприятия и на каких объектах Москвы они реализуются?

Это мероприятия и проекты, которые реализуются на объектах комплекса городского хозяйства и направлены на оптимизацию и повышение надежности при производстве и передаче тепловой и электрической энергии на объектах ПАО «Мосэнерго», ПАО «МОЭК» и других энергетических компаний. Часть мероприятий затрагивает объекты бюджетной сферы и жилой фонд (модернизация систем освещения мест общего пользования, реконструкция и капитальный ремонт внутридомовых сетей, установка автоматизированных узлов управления теплоснабжением и другие). Все реализуемые проекты имеют потенциал энергосбережения и направлены на экономию энергетических ресурсов и снижение потерь.

Мероприятия финансируются только из городского бюджета?

Нет, не только. Ресурсоснабжающие организации реализовывают проекты в рамках своих производственных и инвестиционных программ, на объектах бюджетной сферы и в многоквартирных домах собственники зданий и обслуживающие организации проводят мероприятия в рамках технического обслуживания и ремонта за счет собственных и бюджетных средств. Также законодательство предусматривает механизм энергосервисного контракта, при котором инвестор обеспечивает финансирование, гарантирует экономию энергоресурса и возвращает вложенные средства за счет достигнутой экономии, то есть с разницы в потреблении энергоресурса до и после проведения мероприятия, в течение срока действия контракта. Создание условий для развития и реализации практики энергосервисного контракта на объектах комплекса городского хозяйства Москвы, в зданиях бюджетных учреждений и многоквартирных домах также является одной из основных функций деятельности ГКУ «Энергетика».

Как осуществляется мониторинг проведения мероприятий, а также выявление энергосберегающего эффекта?

В рамках мониторинга исполнения отраслевых и окружных программ энергосбережения соисполнителей Государственной программы РКИИиЭ ГКУ «Энергетика» разработало отчетные формы, которые позволяют на верхнем уровне оценить планируемый и фактический объем проводимых мероприятий с эффектом энергосбережения ресурсов или повышения качества энергоснабжения. Энергосберегающий эффект отслеживается так же, на верхнем уровне, по суммарному потреблению энергетического ресурса. С целью мониторинга непосредственно на уровне объекта проведения мероприятий энергосбережения в 2012 году была разработана региональная информационная система энергосбережения, которая обеспечивает сбор информации непосредственно с бюджетных учреждений. В рамках модернизации этой информационной системы мы закладываем методики обработки данных для оценки и анализа проведенных мероприятий с целью выявления наиболее эффективных решений для рекомендации их тиражирования.

Ежегодно Минэнерго России составляет рейтинг энергоэффективности субъектов РФ. Какие позиции в этом рейтинге занимает Москва?

Действительно, в рамках подготовки ежегодного Государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации Минэнерго России проводит мониторинг реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на региональном уровне, одним из результатов которого является рейтинг регионов, который оценивает эффективность реализации региональными властями государственной политики в области энергосбережения, совершенствование нормативно-правовой базы в регионе, участие в популяризации энергосбережения и энергосберегающего образа жизни, а также конкретные показатели удельного энергопотребления многоквартирных домов и зданий бюджетных учреждений. В рейтингах энергоэффективности за 2016 год (то есть по итогам предыдущего, 2015 года) столица не вошла в тройку лидирующих регионов и заняла четвертое место. В предварительном рейтинге 2017 года Москва не входила даже в пятерку лидирующих регионов. Необходимо было разобраться в новой методике формирования рейтинга (она отличалась от версии прошлого года), источниках данных для расчетов и уровне достоверности этих данных. В инициативном порядке руководство департамента поставило задачу разобраться с методикой формирования рейтинга, оценить достоверность информации и, где это возможно, предоставить Минэнерго России скорректированные и перепроверенные достоверные сведения для перерасчета рейтинга по системе начисления баллов. Было проведено совещание со специалистами Минэнерго России, отвечающими за формирование методики и подсчет баллов, на котором были предоставлены достоверные сведения для корректировки расчетов некоторых показателей. Также была проведена работа по корректировке показателей, которые можно было изменить до выхода итогового рейтинга, с проведением организационных мероприятий внутри региона и предоставлением результатов в Минэнерго России.

Но есть и другие показатели, для расчета которых используются данные Росстата, их достоверность (статистическая отчетность) на уровне региона никак не регулируется, а их значения не совпадали с нашими данными по Москве. Мы считаем, что в данной ситуации важно осуществлять мониторинг качества той информации, которую направляют организации Москвы в Росстат на региональном уровне, и тем самым обеспечить достоверность данных, поступающих от региона на федеральный уровень для расчета и формирования статистической информации. По итогу работы по обеспечению достоверности данных, переданных на федеральный уровень, проведенные организационные мероприятия, в том числе направленные на популяризацию энергосбережения, позволили занять твердое второе место в рейтинге энергоэффективности регионов.

Каковы основные задачи на 2018 год?

Продолжить совершенствование региональной нормативно-правовой базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в части регулирования энергосервиса, закрепления перечня обязательных для проведения энергосберегающих мероприятий при строительстве, эксплуатации и капитальном ремонте зданий, строений и сооружений, и многоквартирных домов Москвы. Одной из основных задач является улучшение условий для увеличения инвестиционной привлекательности городской среды и внедрения энергосервиса. Например, в Южном административном округе сейчас выполняются мероприятия по обследованию бюджетных зданий и жилых домов с целью выявления потенциала, определения приоритетных объектов для внедрения энергосберегающих мероприятий за счет привлеченных инвестиций. В 2018 году на этих объектах планируется заключение энергосервисных договоров на основе энергосервисного механизма с последующим отслеживанием полученного эффекта и тиражирование наиболее эффективных мероприятий на объекты по всей Москве. Еще одна задача заключается в переходе от мониторинга верхнего уровня к пообъектному мониторингу проведенных мероприятий и полученного эффекта. Ее позволит решить модернизация региональной информационной системы «Энергосбережение на объектах города Москвы», в которой планируется создать большой блок для работы с данными инвестиционных проектов и энергосервисных контрактов.

Беседу записал: Н. В. Шилкин

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати